Уполномоченный защитил право семьи из Тихвинского района на получение социального пособия

686
Вот еще одна непростая история о «двойниках», в которую глубоко погрузились Сергей Шабанов и сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области, чтобы помочь семье из поселка Шугозеро Тихвинского района.

В мае мы получили письмо от Тамары О. (данные изменены): «Мне отказали в пособии на ребенка из-за на наличия у меня двух транспортных средств. Но в нашей семье их нет и никогда не было…».

Речь шла о едином пособии на детей для семей с низким доходом – это мера государственной поддержки семей, чей среднедушевой доход меньше прожиточного минимума на человека в регионе проживания. По поручению Сергея Шабанова этим делом занялась начальник отдела информационно-аналитического и организационного обеспечения Екатерина Черемшанова, ответственная в аппарате за направление защиты прав семей с детьми.

На ее вопрос: «Быть может, вы или ваш муж когда-то давно владели транспортными средствами, но продали их и не сняли с учета, поэтому они до сих пор числятся в собственности?», заявитель ответила: «Нет, что вы, у нас никогда не было даже водительских удостоверений».

Всю жизнь семья О. живет в Шугозере. Мать работает в местном интернате для престарелых, отец – на лесозаготовках, а в «несезон» берется за любую подработку. В семье двое детей: старшему уже 21 год, младшей 16 лет. Общие доходы семьи невелики, а потому государство каждый год по заявлению в ПФР (с 2023 года – Социальный фонд) им начисляло пособие. Однако в конце прошлого года требования для признания граждан получателями пособий были дополнены. В частности, стали проверять наличие в семьях транспортных средств. Если их числится больше одного – значит, не малоимущие и в государственной поддержке не нуждаются. Вот тут вдруг у семьи О. появились машины…

Уполномоченный обсудил ситуацию с профильным заместителем начальника СФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Анной Борисовой и выяснил, что по каждому заявлению на пособие сотрудники СФР направляют запросы в Росреестр и МВД (о наличии движимого и недвижимого имущества), банковские организации (о состоянии счетов), и иные. На запрос по О. из МВД поступила информация, что муж заявителя владеет двумя автомобилями, а значит, у них нет права на пособие.

Мы предположили, что машины могут принадлежать «двойнику» (что уже бывало в нашей практике).

Что ж, следующим шагом было письмо начальнику регионального ГУ МВД Роману Плугину, в котором Уполномоченный обоснованно предположил, что истинный владелец «машин преткновения» проживает в Воронежской области. К такому выводу он пришел, изучив идентификационные данные автомобилей в письме МВД, полученном СФР по запросу. Первые две цифры серии свидетельств о регистрации транспортных средств были 36, а это Воронеж.

Однако взаимодействия с Главком не вышло. Ответа на обращение мы не дождались. Наше письмо просто направили в Воронеж.

Понятно, что МВД – одна из закрытых систем, однако сотрудники аппарата твердо решили самостоятельно установить контакт с правоохранителями Воронежской области. Проявив смекалку и настойчивость, они разыскали номер телефона сначала канцелярии и пресс-секретаря областного Управления МВД, затем – канцелярии ОМВД по Бобровскому району (где были зарегистрированы транспортные средства)… Большую роль здесь сыграла теория шести рукопожатий, а еще тот факт, что сотрудники полиции из Воронежской области оказались людьми отзывчивыми и добрыми, каждый из них искренне старался помочь.

В итоге удалось «выйти» на врио начальника ГАИ по Бобровскому району Алексея Курочкина, который проникся рассказом о семье из Ленобласти и вскоре сообщил: «двойник» нашего О. в Воронежской области действительно есть, и в его собственности имеются два автомобиля 2000 и 2006 годов выпуска, а также 50-летний мотоцикл. На регистрационный учет они были поставлены достаточно давно, когда в информационной системе не было дополнительных идентификаторов для граждан, кроме как фамилии, имени и отчества. Алексей Курочкин лично встретился с «двойником» и предложил перерегистрировать принадлежащие ему транспортные средства, что позволило бы исключить ошибку в информационной системе. Однако мужчина отказался по довольно банальной причине – необходимости оплаты государственной пошлины.

И тогда врио начальника ГАИ по Бобровскому району подготовил справку об отсутствии в собственности семьи О. из Тихвинского района транспортных средств, и лично за свой счет отправил ее в Ленинградскую область. Фото почтового идентификатора Алексей Курочкин прислал нам, и таким образом мы отслеживали путь отправления из Бобровского района в Тихвинский.

Как только заявитель получила этот документ, она, следуя нашим указаниям, вновь подала заявление в клиентскую службу Отделения СФР в Тихвине. Сразу после этого Уполномоченный позвонил Анне Борисовой и просил в «ручном режиме» отработать ситуацию. Ведь автоматически система вновь выдала бы отказ, в то время как наша общая задача – не допустить этого.

В итоге все завершилось хорошо – учитывая наличие добытой нами справки, СФР назначил семье О. ежемесячное пособие в размере 7869,5 рублей с даты первичного обращения (1 апреля). Заявитель сразу получила выплату за три месяца (более 23 тысяч рублей) и поблагодарила за реальную помощь.

P.S. Если ничего не поменять на федеральном уровне, то семье О. (и, наверняка, многим другим семьям со всей страны, о которых нам не известно), придется в «ручном режиме» подавать такие заявления каждый год… В ближайшее время Сергей Шабанов направит письмо в Госавтоинспекцию МВД России, в котором обозначит имеющуюся проблему, требующую решения.