Для «зацеперов» ужесточат наказание

976
В России намерены увеличить штрафы для тех, кто разгуливает по железнодорожным путям и самовольно катается в грузовых составах и на подножках пассажирских поездов, сообщает «Российская газета».

В 2016 году к Уполномоченному по правам человека в Ленинградской области систематически поступали обращения областных жителей, возмущенных призывами к обучению так называемым «зацепингом», опубликованных в сети Интернет.

Сергей Шабанов пригласил к себе инспекторов отдела по делам несовершеннолетних Санкт-Петербург–Финляндского линейного отдела МВД России на транспорте и обсудил с ними ситуацию. По их словам, «мода» на зацепинг пришла в наш регион из Москвы пару лет назад. Статистика увлечения подростков этим экстремальным передвижением пугает: в 2015 году на железных дорогах нашей страны травмировано 255 человек, 114 из них погибли. Зацеперы ведут себя смело и не боятся наказания, поскольку оно носит чисто символический характер – профилактическая беседа и штраф в размере 100 рублей.

Все сигналы о зацепинге и призывах к этому опасному увлечению, поступавшие к Уполномоченному, не оставались без внимания и незамедлительно направлялись начальнику Управления на транспорте МВД РФ по СЗФО и в транспортную прокуратуру. Было совершенно очевидно, что необходимо изменение федерального законодательства, и с этой целью Уполномоченный обратился к Председателю комитета Государственной Думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Л.Л. Левину.

И вот теперь ситуация может существенно измениться. 11 января на рассмотрение профильного комитета Государственной Думы направлен законопроект о внесении изменений в Кодекс об Административных нарушениях РФ, предусматривающих увеличение штрафа для зацеперов – 2 тысячи рублей, если человек попался впервые, и 5 тысяч рублей, если правонарушение совершено повторно.

Несомненно, мы приветствуем эту инициативу, однако только лишь увеличение штрафа – это самый простой путь борьбы с опасным увлечением, он же самый неэффективный. Смысл не в наказании и не в привлечении зацеперов к ответственности. Прежде всего, в каждой школе в целях профилактики необходимо регулярно и систематически проводить воспитательную работу – убеждать, разъяснять, демонстрировать детям опасность экстремального передвижения. Прилагать все усилия к тому, чтобы у подростков не возникло желания этим заниматься. В том числе, рассказывать правду о погибших, разъяснять физические явления, связанные с электрическим напряжением, силой ветра, завихрениями, динамическими и звуковыми ударами, вибрацией, резонансом и иным. Объяснять, что человек слаб и не может одним лишь мускульным сопротивлением преодолеть эти чудовищные силы. Непонимание их сути, природы и непредсказуемости является следствием каждой смерти на дорогах.

Роскомнадзор как уполномоченный орган должен непрерывно отслеживать распространение информации с призывами к опасному «развлечению», блокировать такие аккаунты и ресурсы, предотвращать их появление в дальнейшем, а не действовать только по сигналу – решению суда.

Однако «судебный путь» долгий и неэффективный. Правоохранителям нужно как можно быстрее дать возможность и инструментарий для противодействия этому злу. А для этого необходимо и изменение федерального законодательства (уточнение, под какой вид противоправной деятельности подпадает зацепинг) – чтобы Роскомнадзор мог в досудебном порядке закрывать такие страницы и сайты.