Более чем 3000 приозерцам вернули свыше 2 млн рублей за обогрев полотенцесушителей в летний период
809
В августе 2015 года к Уполномоченному поступили многочисленные жалобы от жителей 39 многоквартирных домов города Приозерска на неправомерные, по их мнению, действия управляющей компании.Из писем следовало, что причиной негодования граждан является начисление платы за отопление в летний период, а именно – за нагрев полотенцесушителей («змеевиков»), в среднем 300-400 рублей в месяц.
«Мы не пользуемся этим «теплом» летом, почему нам приписывают то, чего не было? Жаловались в управляющую компанию, администрацию – бесполезно! Помогите восстановить справедливость!»
Уполномоченный изучил копии приложенных к обращениям квитанций, проанализировал действия жилищного законодательства, правоприменительную практику и пришел к выводу, что в данном случае предъявление гражданам счетов за отопление в летний период противоречит букве закона.
В связи с этим Сергей Шабанов подготовил мотивированное Заключение Уполномоченного о вероятном нарушении прав тысяч граждан, которое направил председателю областного комитета государственного жилищного надзора и контроля Сергею Кузьмину, и просил его разобраться в ситуации с учетом приведенных доводов.
С. Кузьмин согласился со всеми аргументами и организовал проверку, по итогам которой одной из управляющих организаций Приозерского района было указано на неправомерность ее действий по начислению платы за отопление в летний период, а руководство УК обязали произвести перерасчет.
Но организация исполнять требования комитета не торопилась, и к Уполномоченному снова начали поступать жалобы людей с вопросом «Что делать?». Сергей Шабанов довел информацию о бездействии УК до председателя комитета госжилнадзора и контроля и просил принять действенные меры для понуждения УК к снятию начислений за услугу «отопление», а также порекомендовал людям обратиться в Роспотребнадзор.
Эта рекомендация оказалась действенной – надзорный орган отреагировал на обращения приозерцев решительно и жестко. После проведенной проверки управляющая организация была привлечена к административной ответственности, руководителю было выдано предписание произвести перерасчет. Не желая его исполнять, он обратился в суд, однако судья был непреклонен, поддержал сторону граждан и заключил, что плата за полотенцесушитель в период с июня по сентябрь 2015 года неправомерна.
Только тогда управляющая компания сняла указанные начисления, однако в «платежках» за декабрь жители Приозерска вновь обнаружили ненавистную строку. И в январе 2016 года к Уполномоченному поступила третья волна жалоб.
В связи с этим Сергей Шабанов вновь обратился к руководству комитета госжилнадзора и контроля, однако ведомство придерживалось позиции, согласно которой начисление в отопительный период платы за тепловую энергию, потребленную даже летом, законно. Следовательно, и нарушений нет.
Действительно, такой вывод жилищному законодательству не противоречит, но в данной ситуации уже имеется решение суда, вступившее в законную силу, и известна твердая позиция высших судебных инстанций, игнорировать которую нельзя – именно на это указал Уполномоченный в ходе совещания с председателем комитета. Сергей Кузьмин согласился с этим доводом и заверил, что отреагирует незамедлительно. Он составил предметный разговор с руководителями управляющих организаций, и решительно потребовал от них исполнить судебное решение в полном объеме.
В результате упорной и трудоемкой работы, проделанной в течение восьми месяцев совместными усилиями Уполномоченного, комитета, Роспотребнадзора и суда, – управляющие организации произвели перерасчеты 3017 собственникам, проживающим в 39 многоквартирных домах, на общую сумму свыше 2,3 миллиона рублей.
К.С.