Более чем 3000 приозерцам вернули свыше 2 млн рублей за обогрев полотенцесушителей в летний период

809
В августе 2015 года к Уполномоченному поступили многочисленные жалобы от жителей 39 многоквартирных домов города Приозерска на неправомерные, по их мнению, действия управляющей компании.

Из писем следовало, что причиной негодования граждан является начисление платы за отопление в летний период, а именно – за нагрев полотенцесушителей («змеевиков»), в среднем 300-400 рублей в месяц.

«Мы не пользуемся этим «теплом» летом, почему нам приписывают то, чего не было? Жаловались в управляющую компанию, администрацию – бесполезно! Помогите восстановить справедливость!»

Уполномоченный изучил копии приложенных к обращениям квитанций, проанализировал действия жилищного законодательства, правоприменительную практику и пришел к выводу, что в данном случае предъявление гражданам счетов за отопление в летний период противоречит букве закона.

В связи с этим Сергей Шабанов подготовил мотивированное Заключение Уполномоченного о вероятном нарушении прав тысяч граждан, которое направил председателю областного комитета государственного жилищного надзора и контроля Сергею Кузьмину, и просил его разобраться в ситуации с учетом приведенных доводов.

С. Кузьмин согласился со всеми аргументами и организовал проверку, по итогам которой одной из управляющих организаций Приозерского района было указано на неправомерность ее действий по начислению платы за отопление в летний период, а руководство УК обязали произвести перерасчет.

Но организация исполнять требования комитета не торопилась, и к Уполномоченному снова начали поступать жалобы людей с вопросом «Что делать?». Сергей Шабанов довел информацию о бездействии УК до председателя комитета госжилнадзора и контроля и просил принять действенные меры для понуждения УК к снятию начислений за услугу «отопление», а также порекомендовал людям обратиться в Роспотребнадзор.

Эта рекомендация оказалась действенной – надзорный орган отреагировал на обращения приозерцев решительно и жестко. После проведенной проверки управляющая организация была привлечена к административной ответственности, руководителю было выдано предписание произвести перерасчет. Не желая его исполнять, он обратился в суд, однако судья был непреклонен, поддержал сторону граждан и заключил, что плата за полотенцесушитель в период с июня по сентябрь 2015 года неправомерна.

Только тогда управляющая компания сняла указанные начисления, однако в «платежках» за декабрь жители Приозерска вновь обнаружили ненавистную строку. И в январе 2016 года к Уполномоченному поступила третья волна жалоб.

В связи с этим Сергей Шабанов вновь обратился к руководству комитета госжилнадзора и контроля, однако ведомство придерживалось позиции, согласно которой начисление в отопительный период платы за тепловую энергию, потребленную даже летом, законно. Следовательно, и нарушений нет.

Действительно, такой вывод жилищному законодательству не противоречит, но в данной ситуации уже имеется решение суда, вступившее в законную силу, и известна твердая позиция высших судебных инстанций, игнорировать которую нельзя – именно на это указал Уполномоченный в ходе совещания с председателем комитета. Сергей Кузьмин согласился с этим доводом и заверил, что отреагирует незамедлительно. Он составил предметный разговор с руководителями управляющих организаций, и решительно потребовал от них исполнить судебное решение в полном объеме.

В результате упорной и трудоемкой работы, проделанной в течение восьми месяцев совместными усилиями Уполномоченного, комитета, Роспотребнадзора и суда, – управляющие организации произвели перерасчеты 3017 собственникам, проживающим в 39 многоквартирных домах, на общую сумму свыше 2,3 миллиона рублей.

К.С.